Купить билет

Дорогие друзья!

В сентябре 2021 мы объявили конкурс театральных рецензий молодых зрителей от 14 до 22 лет «Веди себя в новочеркасский театр» в рамках всероссийского проекта «Пушкинская карта». Девиз конкурса «Откройте для себя театр! А театр пусть откроет в вас новые таланты!»

Прием работ закончился 31 декабря. А уже в первых числах нового года мы подвели итоги творческого соревнования, включающего в себя ряд задач: прийти в театр, посмотреть спектакль и написать о своих впечатлениях (другими словами, попробовать себя в новом качестве — не только зрителя, но журналиста или даже театрального аналитика).

Мы благодарим всех молодых зрителей, кто принял участие в нашем проекте: ваши впечатления оказались очень искренними, «живыми», интересными. Но конкурс есть конкурс, а значит мы обязаны объявить победителей:

Елена Боровик, учащаяся 10 класса школы № 19

Не столь давно весь мир отмечал двухсотлетний юбилей великого русского писателя и философа Фёдора Михайловича Достоевского, которого по праву называют «исследователем души русской». В честь этого события нам представилась уникальная возможность не только посетить удивительную классическую постановку «Идиот» в Донском театре драмы и комедии им. В.Ф.Комиссаржевской, но и пообщаться и задать вопросы актерам спектакля...

Ответить на эти вопросы утвердительно, можно было уже после открытия занавеса. С самых первых секунд идет полное погружение в необыкновенно творческую и волнующую атмосферу, которой буквально пылает сцена. Белые клубы дыма, движущаяся сцена, темные фигуры, звуки поезда, чётко и правильно подобранный свет, цвета одежды героев (противопоставление невинности Мышкина с окружающими за счет его белого костюма) заставляют нас смотреть с восторгом на фигуры, сидящие на сцене: Мышкина (Игорь Лебедев), Парфёна Рогожина (Роман Пуличев).

Вся постановка спектакля завораживает своей оригинальностью от самого начала до самого конца, за что хочется отдельно поблагодарить художника-постановщика (Степана Загробяна), художника по свету (Ирину Вторникову) и художника по костюмам (Наталью Пальшкову) и, конечно же, режиссера-постановщика (Ашота Восканяна).

Глядя на актеров, можно с уверенностью сказать, что они полностью отдавались игре на сцене, вплоть до мельчайших деталей: напряжение в руках Мышкина во время сцен разговора с Рогожиным, невинная улыбка на лице Аглаи при первой встречи с Львом Николаевичем, отблески надежды в глазах Настасьи Филипповны.

Больше всего в спектакле мне понравилось взаимодействие Мышкина (Игоря Лебедева), Аглаи Епанчиной (Елены Троцкой) и Настасьи Филипповны (Натальи Лебедевой). Именно этот треугольник отношений, на котором построен спектакль, со слов Игоря Лебедева, и дает в полной мере осознать те мысли, которые до нас хотел донести как сам Достоевский в своем романе, так и Ашот Восканян – невинность и доброта в человеке должны быть всегда, как бы трудно не было; какие бы страхи, испытания и предательства не были в нашей жизни, мы должны оставаться людьми, беречь в себе человека, несмотря ни на что…

Актеры попытались открыть нам Достоевского, объяснить словами то, что происходит внутри нас.

Каждый из них, проживая свою роль, рассказывал нам, зрителям, о возвышенности и одновременно подлости и низости души человеческой, о борьбе, ежечасно происходящей внутри нас, о подмене любви жалостью… Они учили нас обращать внимание на незаметные порой мелочи, соединять разбросанные штрихи в одну целостную картину, видеть мир иначе, глубже, осознаннее… Они заставили нас задуматься о сложных вопросах счастья и любви, о потерянном времени, об алчности… о жизни. Сыграть Достоевского, прожить Достоевского может далеко не каждый, а они смогли.

И сколько бы лет не прошло, актуальность произведений Достоевского не пропадет никогда, ведь Фёдор Михайлович пишет о нас, о людях, о наших душах.

Известный русский поэт и критик И. Анненского сказал: «Читайте Достоевского, любите Достоевского, — если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте… по возможности только его». А мне хочется еще добавить: «Смотрите Достоевского».

Софья Самсонова, ученица 9 класса школы 25 им. П.К. Каледина

1 декабря я впервые побывала в Донском театре драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской. Мы смотрели постановку «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского. Меня переполняют эмоции, потому что я впервые соприкоснулась с живым театральным искусством. Я за два часа пережила много эмоций – и страх, и радость, были и слезы…

Был такой момент, когда я сидела в первом ряду, то к краю рампы подошел главный герой и посмотрел мне прямо в глаза… он начал плакать, и у меня тоже полилась слезы. Казалось, что весь его монолог направлен конкретно мне.

На меня оказали воздействие и музыка, и декорации, и прочувственная игра, и дыхание зрительного зала, и аплодисменты.

Я благодарю артистов за великолепную постановку. Очень советую всем своим друзьям, моим сверстникам посмотреть эту потрясающую сценическую работу.

Именно в этот день после просмотра была организована встреча с актерским составом спектакля «Идиот». Прямо в костюмах к нам вышли все главные исполнители. Они говорили с нами о литературе, о своих образах, отвечали на вопросы, весело шутили на театральные темы. И тут я ощутила новую волну эмоций – насколько велика сила перевоплощения! Как было интересно общаться с людьми умными, обладающими высоким уровнем культуры, жизненного опыта. Они проявили к нам, школьникам большое понимание, доброжелательность, открытость, искренность.

У меня возникло колоссальное желание придти на новые и новые постановки этого театра, увидеть актеров в других ролях. Я благодарна организаторам за предоставленную возможность и желаю всему коллективу старейшего театра на Дону – успехов. Еще раз спасибо за подаренные впечатления и настоящее открытие – его величества Театра.

Соловьева Алена, ученица 10 «А» класса МБОУСОШ №14

12 декабря на сцене Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской был сыгран спектакль «Собачье сердце» по мотивам одноимённой повести М. А. Булгакова. Режиссером-постановщиком спектакля стал Пётр Орлов. Несмотря на то, что само произведение написано в иронической манере, режиссёру удалось донести всю глубину мысли, которая заложена в самой повести.

Основной мыслью является революционный переворот в стране 1917 года, который повлёк за собой падение духовности. Опыт над Шариковым можно трактовать как попытку внедрения в головы людей чуждых им политических идей. Страну заполняют «Шариковы», а они не нуждаются в общечеловеческих ценностях.

В самой постановке колоссальное впечатление на меня произвёл образ Фёдора Шаляпина, которого сыграл Анатолий Фалынский. Этот персонаж стал олицетворением всего творческого мира, который, казалось бы, никак не связано с политикой, но даже на него подействовала верховная власть. Не в силах больше это всё терпеть, он уезжает за границу. Шаляпин был как восклицательный знак, усиливавший все происходящие на сцене. Его мизансцена прощения с дверьми того самого театра навсегда останется в моей памяти. Было чувство, будто мы вместе с этим персонажем теряем часть чего-то очень родного.

Решение по музыке и свету подчеркивали и раскрывали нам, зрителям, все сцены. Коммунистические песни создавали самих “товарищей” как яркие нелепые пятна, которые кричат просто от того, что им нужно, чтобы их услышали все.

Нелли Юдина, ученица 11 класса школы № 6

В рамках мероприятий, посвящённых 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского, 23 и 24 ноября в Донском Казачьем театре состоялся показ спектакля «Идиот». Он был поставлен в 2015 году по мотивам одноимённого романа писателя режиссёром Ашотом Восканяном. 24 ноября мы вместе с медиагруппой посетили театр, чтобы посмотреть спектакль и пообщаться с актёрами.

Сразу после просмотра спектакля сложилось неоднозначное впечатление, и лично мне показалось, что основой сюжета является влияние любви на человека. Его мы можем видеть на примере князя Мышкина, который мечется между двумя женщинами, и на примере Парфёна Рогожина, который делает всё, чтобы заслужить любовь Настасьи Филипповны. Но после того, как я обдумала и проанализировала сюжет, на первое место встала трудность существования в обществе человека, далёкого от страстей, который хочет всем помочь, не желая ничего для себя.

Очень впечатлила игра актёров, исполнявших роли Парфёна Рогожина и Льва Николаевича Мышкина. Им удалось в полной мере передать образы героев так, как их описывает Фёдор Достоевский: Мышкин — добрый, понимающий и душевный человек, а Рогожин — полная его противоположность, вспыльчивый и грубый, ему недоступна такая чуткость и сострадание к ближнему, которым обладает Мышкин. Также актёрам удалось передать сильное тяготение друг к другу этих двух совершенно разных персонажей. Особенно меня впечатлил эпизод, в котором герои обмениваются нательными крестиками и условно становятся братьями после всех их соперничеств и разногласий.

Стоит отметить роль декораций и освещения, которые позволили полностью погрузиться в атмосферу романа Достоевского, который изображал окружающую действительность унылой и мрачной. Во многих эпизодах декорации помогли наиболее точно понять чувства и переживания героев.

Общее впечатление от спектакля довольно сильное. Режиссёру удалось проникнуть в глубины души и заставить задуматься над тем, как мы иногда поступаем с людьми, которые искренне хотят помочь. Было очень жаль главного героя, который лишён человеческих страстей и готов отдать всего себя ради других. Ему очень трудно существовать в современном обществе, так как другие люди сильно ранят его, а он, стараясь помочь всем, снова начинает сходить с ума и превращается в «идиота».

После просмотра спектакля мы встретились с актёрами, исполнявшими главные роли. Беседа получилась непринуждённой и открытой, нам было очень интересно пообщаться с теми людьми, которые только что рассказали целую историю на сцене, заставив нас погрузиться в атмосферу романа Достоевского и искренне сопереживать героям. В ходе общения мы узнали, как актёры относятся к творчеству Достоевского, как работают над своими ролями и что для них наиболее ценно и важно в отзывах зрителей. Прозвучало много полезных советов, которые помогут нам как в работе, так и в жизни. Эта встреча позволила более глубоко понять смысл постановки и главную мысль романа, в полной мере раскрыла для нас образы героев.

Работы ребят можно с полной уверенностью назвать открытием - открытием творческих, журналистских способностей, а ещё - открытием для них театра – искусства, которое учит чувствовать и сопереживать.

Пусть эта победа станет для них одной из многих, которые ещё впереди!